Назад

Мировой рынок

Итак, рынок постаматов появился и активно развивается благодаря активному росту розничных продаж электронной коммерции, объем которых в мировом масштабе, по данным Statista, в 2022 году превысил 5,7 триллиона долларов США.

Поскольку глобальный доступ к Интернету и его распространение быстро растут (более пяти миллиардов пользователей Интернета во всем мире), число людей, совершающих покупки в Интернете, постоянно увеличивается, а значит, будет продолжаться рост онлайн-продаж.

ChartChart

Динамика объема всемирного рынка электронной коммерции, трлн. долл.

ChartChart

На долю десяти стран с крупнейшими объёмами рынков e-commerce приходится 88,6% всего мирового объёма этой отрасли. При этом на тройку лидеров (Китай, США и Великобританию) — около 75,9%.

Казахстан. По данным бюро национальной статистики РК, рынок электронной коммерции ежегодно растет. В 2022 году доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли составила 12,5% (с учетом маркетплейсов), тогда как в допандемийные годы активного роста не наблюдалось. Переломным стал 2020 год.

Chart

Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли, %

Chart

*Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов. До этого периода, без учета маркетплейсов.

Diagram

В 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане с учетом маркетплейсов составил 1963,5 млрд тенге.

Из них 56,9% составил оборот через платформу электронной коммерции (маркетплейс) и 43,1% - осуществляющих реализацию товаров через собственный интернет-ресурс.

Diagram
Diagram

В настоящее время доля продаж (весь ретейл, включая электронную коммерцию), приходящаяся на Алматы и Астану, составляет порядка 65%, а в интернет-продажах Алматы занимает все 95% рынка

Diagram

По словам директора по развитию группы компаний «Меломан» Игоря Василюка[1], если учесть, что доступ населения к Интернету в РК достиг 90%, а доля безналичных платежей достигла 80%, начиная с 2023 года объем рынка e-com ежегодно будет расти на 19%.

Основные онлайн-продажи проходят через маркетплейсы: Kaspi, Alibaba, Wildberries, а также Ozon, Wolt, Glovo и Яндекс Еда занимают 83% от всего рынка e-com в Казахстане.

Больше всего через собственные интернет-ресурсы игроки этого рынка продают товары для домашнего пользования (35%), 17% приходится на одежду, обувь и спортивные товары, 13% - продукты питания, косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%)

Chart

Объем товаров. проданных через собственные интернет-ресурсы в 2022 году, млн тенге

Chart

В стране появился новый сектор электронной коммерции - e-фудмаркет, который уже показал рост на 30%, но он уже стартовал с 81 млн. долларов до 99 млн. долларов. Этот рынок активно сдвинулся, и одна из последних сделок на нем - когда Kaspi купил практически полную долю в e-com фудмаркете «Магнума».

Чтобы понять, почему электронная коммерция набирает обороты, надо посмотреть, какая возрастная категория сейчас является основным потребителем e-com и е-услуг. Как отметил руководитель компании Tastamat, возрастной профиль потребителей заказов через постаматы – это молодые люди в возрасте 16-35 лет.

Это поколение миллениалов и зумеров (Z). Согласно данным отчета исследовательского института Capgemini, более двух третей (68%) представителей поколения Z и более половины (58%) Миллениалов за последние шесть месяцев заказывали товары напрямую у брендов и предпочитали доставку особенно в сегментах здоровье, красота и еда.

Миллениалы - люди, которые всегда онлайн. У 70% есть аккаунты в соцсетях. Миллениалы любят пробовать что-то новое и нелояльны к брендам. Зумеры (Z) – это люди до 20 лет. Они практически родились с телефоном в руках, живут в цифровом мире и в два раза чаще покупают онлайн. Следовательно, именно это поколение делает заказы в Интернете.

В Казахстане в 2022, году по официальным данным статистики, 60% рабочей силы составляют миллениалы и зумеры, и они составляют значительную долю платежеспособного населения.