Динамика объема всемирного рынка электронной коммерции, трлн. долл.
На долю десяти стран с крупнейшими объёмами рынков e-commerce приходится 88,6% всего мирового объёма
этой отрасли. При этом на тройку лидеров (Китай, США и Великобританию) — около
75,9%.
Казахстан. По данным бюро национальной статистики РК, рынок электронной коммерции
ежегодно растет. В 2022 году доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли составила
12,5% (с учетом маркетплейсов), тогда как в допандемийные годы активного роста не наблюдалось.
Переломным стал 2020 год.
Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли,
%
*Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов. До этого периода, без учета
маркетплейсов.
По словам директора по развитию группы компаний «Меломан» Игоря Василюка[1], если учесть, что доступ
населения к Интернету в РК достиг 90%, а доля безналичных платежей достигла 80%,
начиная с 2023 года
объем рынка e-com ежегодно будет расти на 19%.
Основные онлайн-продажи проходят через маркетплейсы: Kaspi, Alibaba, Wildberries, а
также Ozon, Wolt,
Glovo и Яндекс Еда занимают 83% от всего рынка e-com в Казахстане.
Больше всего через собственные интернет-ресурсы игроки этого рынка продают товары для домашнего
пользования (35%), 17% приходится на одежду, обувь и спортивные
товары, 13% - продукты питания,
косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%)
Объем товаров. проданных через собственные интернет-ресурсы в 2022 году,
млн тенге
В стране появился новый сектор электронной коммерции - e-фудмаркет, который уже показал рост
на 30%,
но он уже стартовал с 81 млн. долларов до 99 млн. долларов. Этот
рынок активно сдвинулся, и одна из
последних сделок на нем - когда Kaspi купил практически полную долю в e-com фудмаркете «Магнума».
Чтобы понять, почему электронная коммерция набирает обороты, надо посмотреть, какая
возрастная категория сейчас является основным потребителем e-com и е-услуг. Как отметил
руководитель компании Tastamat, возрастной профиль потребителей заказов через постаматы – это молодые
люди в возрасте 16-35 лет.
Это поколение миллениалов и зумеров (Z). Согласно данным отчета исследовательского
института Capgemini, более двух третей (68%) представителей поколения Z и более половины (58%)
Миллениалов за последние шесть месяцев заказывали товары напрямую у брендов и предпочитали доставку
особенно в сегментах здоровье, красота и еда.
Миллениалы - люди, которые всегда онлайн. У 70% есть аккаунты в соцсетях.
Миллениалы любят пробовать что-то новое и нелояльны к брендам. Зумеры (Z) – это люди до 20 лет. Они
практически родились с телефоном в руках, живут в цифровом мире и в два раза чаще покупают онлайн.
Следовательно, именно это поколение делает заказы в Интернете.
В Казахстане в 2022, году по официальным данным статистики, 60% рабочей силы составляют
миллениалы и зумеры, и они составляют значительную долю платежеспособного населения.