Несмотря на то, что в 2023 году убыток компании сократился по сравнению с 2022 годом, накопленная сумма убытков достигла внушительных 55 млрд тенге. Государственные субсидии не решают проблему, передает inbusiness.kz.
В 2023 году на покрытие убытка метрополитена было выделено 8,3 млрд тенге из городского бюджета. Из них 88 миллионов тенге были направлены на компенсацию за перевозку льготных категорий граждан. Однако, несмотря на финансовую поддержку, ежегодный убыток метрополитена составляет около 7-8 млрд тенге.
Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности остается отрицательной. По данным финансовой отчетности, чистая сумма денежных средств от операционной деятельности метрополитена в 2023 году составила минус 1,2 млрд тенге. В 2022 году эта сумма была еще более значительной – минус 2,4 млрд тенге. Несмотря на накопленный убыток в 55 млрд тенге, руководство компании уверяет, что деятельность метрополитена является социально ориентированной и будет продолжена.
В решении маслихата “О бюджете города Алматы на 2023-2025 годы” зафиксировано дальнейшее субсидирование метрополитена и пополнение уставного капитала. Это подтверждает намерения властей поддерживать функционирование метро, что позволяет руководству компании полагать, что она будет продолжать работу в соответствии с принципом непрерывности деятельности.
Однако анализ финансовой отчетности показывает, что себестоимость услуг метрополитена остается высокой. В 2023 году она составила 18 млрд тенге. Основные статьи расходов: амортизация основных средств и нематериальных активов: 10 млрд тенге; заработная плата и зарплатные налоги: 6,5 млрд тенге; коммунальные услуги и ГСМ: по 700 миллионов тенге и так далее. В то же время доходы от перевозки пассажиров в 2023 году составили лишь 1,8 млрд тенге, что в разы меньше, чем себестоимость услуг. В 2022 году доходы были еще ниже – 1,1 млрд тенге.
Несмотря на выделение значительных бюджетных средств на капитальное строительство, некоторые проекты оказались в подвешенном состоянии. Согласно протоколу совещания акимата Алматы, проект “Продление 2-й очереди 1-й линии (3-я очередь) объектов строительства пускового комплекса (автовокзал "Западный")” будет изменен, а его дальнейшее развитие приостановлено. На 31 декабря 2023 года в составе незавершенного строительства фигурирует этот объект на сумму 230 261 тысяча тенге.
В составе долгосрочных активов метрополитена также фигурируют два объекта незавершенного строительства: “Строительство 3-го пускового комплекса 2-й очереди 1-й линии от ст. Достык до ст. Калкаман” на сумму 10 824 063 тысяч тенге, “Строительство третьей очереди первой линии” на сумму 504 659 тысяч тенге.
По плану финансирования по строительству первой линии метрополитена города Алматы на 2023 год было запланировано 10,2 млрд тенге, из них из республиканского бюджета 9,3 млрд тенге, из местного бюджета 818 млн тенге.
Читайте по теме:
Скандал недели: в ситуации с алматинским метро опять будут разбираться правоохранители