Налоговый кодекс: часть норм "переехала" в подзаконные акты

1884

Эксперты считают, что это существенно усложнит взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов.     

Налоговый кодекс: часть норм "переехала" в подзаконные акты Фото: pixabay.com

Зампред правления НПП "Атамекен" Тимур Жаркенов во время брифинга на площадке Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" выразил серьезную обеспокоенность по поводу проекта нового Налогового кодекса, передает inbusiness.kz.

По мнению Жаркенова, проект НК в своей общей части содержит нормативные положения, которые могут ухудшить положение налогоплательщиков, а некоторые из них даже имеют репрессивный характер.

Одной из главных проблем он назвал перенос отдельных норм в сфере налогового администрирования из Налогового кодекса в подзаконные нормативные правовые акты, утверждаемые уполномоченным органом. Жаркенов подчеркнул, что по смыслу Конституции Республики Казахстан законы, регулирующие такие важные отношения, как налогообложение, должны приниматься парламентом и иметь свойство нормативного акта прямого действия.

Спикер подчеркнул, что проект НК предусматривает перенос около 15 норм в сфере налогового администрирования в подзаконные акты. Это, по его мнению, приведет к усложнению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Кроме того, он обратил внимание на намерение вывести вопросы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов из-под действия Административного процедурно-процессуального кодекса и Предпринимательского кодекса. В проекте НК включены положения, которые лишают налогоплательщиков права защищать свои права и могут привести к коллизиям.

“Таким образом, нарушается главное условие разработки нормативного правового акта, а именно его законность, которая достигается путем приведения в соответствие с Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами”, – заявил Жаркенов.

Также он выразил озабоченность по поводу нормативных положений проекта нового Налогового кодекса в сфере сроков исковой давности и системы управления рисками (СУР).

“В проекте НК предлагается приостановить срок исковой давности со дня начала налоговой проверки до исполнения уведомления по результатам налоговой проверки. Это необоснованно, так как приостановление исковой давности должно быть связано с обстоятельствами, препятствующими защите права”, – заявил Жаркенов.

Он также отметил, что в проекте НК предусмотрена конфиденциальность данных СУР, что может лишить налогоплательщиков доступа к важной информации о возникающих рисках. Сейчас часть критериев СУР открыта для налогоплательщиков, что позволяет им минимизировать свои риски и снизить риск нарушений. Налогоплательщик должен знать о возникающих рисках, так как его добросовестность предполагается принципом налогового законодательства. 

“В совокупности эти изменения могут разрушить систему налоговых отношений, которая выстраивалась десятилетиями между государством и налогоплательщиками”, – заключил Жаркенов. 

НПП “Атамекен” считает необходимым сохранить общую часть проекта НК в редакции действующего Налогового кодекса.

Ранее сообщалось, что палата направила в правительство и администрацию президента ходатайство о необходимости доработать проект кодекса. 

Изображение jacqueline macou с сайта Pixabay

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться