Воду по обводному каналу пустили 26 октября. Земляное сооружение длиной в 9 километров и глубиной до 13,7 метра завершили в кратчайшие сроки, чтобы отвести от населенных пунктов и сельхозугодий Карасуского района Костанайской области скопившуюся паводковую воду, сообщает inbusiness.kz.
Те, кто присутствовал в момент пуска воды, говорят, что напряжение витало в воздухе. Да, были расчеты, мнения специалистов в области гидрогеологии и проектирования, опыт многих лет жизни в Карасуском районе. Но от успеха реализации этого проекта зависело будущее всего района, который со всех сторон обступила вода.
В разговорах "без галстука" еще не раз будут спорить о том, насколько верными оказались все принятые решения. Однако специалисты разного уровня отмечают, что в данном случае ключевой задачей было решение проблемы отвода воды. Цель достигнута, остальное – частности. Хотя с этим согласны не все.
Построили
В Карасуском районе этой весной разлились сразу пять озер, которые во время паводка "обмениваются" талыми водами. Самое большое здесь озеро Койбагар, в него собирается вода с малых озер, потом уходит ниже по рельефу и вливается в реки Кундызда и Убаган. Именно в пойме Убагана расположено еще одно крупное озеро Кушмурун. Та вода, которой и здесь не хватило места, уходит по Убагану в реку Тобол и далее на территорию России. Об этом рассказал один из инициаторов проекта по строительству водоотводного канала Алмат Турсунов. Герой труда Казахстана, коренной житель Карасуского района изучал проблему отвода паводковых вод от местных сел не одно десятилетие.
"Столько воды было, но столько домов не подтопило, как в 2023 году в селе Карамырза. Местные директоры ТОО хорошо поработали. Этой весной тракторами сделали отвод воды в поля. Простой и эффективный метод, хотя его некоторые игнорируют. Паводки теперь у нас будут постоянно. Урбанизация играет свою роль. На пути, откуда вода идет, нет уже столько совхозов, жители которых бы делали запруды. Дамбы устарели, обводные каналы и рукава не очищают. Теперь весь объем идет на нас", – отметил Алмат Турсунов.
После прохождения пика паводка местные жители стали беспокоиться, потому что озера не возвращались в свои границы. Вода, напротив, прибывала. Тогда власти приняли решение перекачивать воду. По некоторым данным, с помощью насосов отвели около 800 тыс. кубометров талых вод. Много ли это? По официальным данным, в районе села Карасу всего скопилось около 1 млрд кубов воды. Уже к окончанию строительства водоотводного канала прозвучали другие цифры – 250-300 млн кубов воды, которую необходимо сбросить, чтобы озера вернулись в прежние границы.
Такие разные сроки
Обсуждая период, в который по водоотводному каналу будет мощным потоком идти вода, сложно назвать точные сроки. После первых суток с начала сброса специалисты посчитали – скорость сброса воды около 15 кубометров в секунду, или около 1,3-1,5 млн кубов в сутки. Специалисты думают над тем, чтобы увеличить скорость сброса. Без этого справиться с задачей до первых морозов будет очень сложно.
"Нам надо смотреть, чтобы мелкие озера морозом не прихватило. Их сейчас нужно спустить до привычного объема, тем более что они выше по рельефу стоят. Если не успеем, то весной они доставят проблем. Нужен постоянный мониторинг. Большие озера так быстро не замерзнут. Койбагар можно позже всех спускать, за счет давления вода пойдет. По погоде у нас есть около двух недель, может, чуть больше. Конечно, надеемся, что лед встанет как можно позже. Бывало, и до 20 ноября было время. Рассчитываем, что в этом году снимем самые острые проблемы: освободим от воды дороги, линии электропередач. Это надо сбросить около 100 млн кубов воды. Но чем больший объем талых вод отведем, тем проще будет в предстоящий паводок", – отметил герой труда Казахстана.
В облфилиале РГП "Казводхоз" корреспонденту inbusiness.kz рассказали, что стартовая скорость сброса воды хорошая. Специалисты выезжали на место. Как отметил директор облфилиала Даурен Абдикамитов, сам канал теперь будет играть роль контррегулятора, защищая села от подтоплений из-за выхода местных озер из берегов.
В рамках управления водными ресурсами это сооружение позволит восстановить движение воды между озерами Койбагар и Кушмурун, балансируя их наполнение в формате естественного стока. Более того, строя канал, подрядчик не трогал чаши самих озер. Ни о каком осушении речи не идет.
Но нет разговоров и о создании дополнительных емкостей для хранения. Нет такой потребности. Так что это действительно лишняя для карасулян вода, которую и впредь планируют пропускать ниже по течению для обеспечения нужд жителей тех территорий.
Один путь к большой земле
Компания-подрядчик вместе со специалистами разных областей обсуждают возможность увеличения скорости сброса воды. Один из таких – вскрытие дорог, которые сдерживают воду.
"Люди понимают, что другого выхода у нас нет. На Карамырзу дороги до сих пор нет. В Суйгенсае света нет – столбы затопило, а восстановить энергоснабжение нет возможности. На Костанай дороги нет. Главная и резервная линии энергоснабжения, от которых запитан район, стоят в воде", – отметил Алмат Турсунов.
Карасуляне, делая большой крюк через село Койбагор и Аулиекольский район, теперь тратят на дорогу на час больше. В туманах, которые накрыли эту территорию в третьей декаде октября, двигаться приходится еще медленнее.
Дорогу на село Новоселовка уже раскопали. Это тот населенный пункт, к которому изначально планировали вести канал. Предполагалось, что для защиты людей здесь возведут дамбу. Но направление канала скорректировали и вывели его ниже по течению реки Кундызда. Село теперь в безопасности, но сотрудники ЧС дежурят, контролируя обстановку.
От райцентра идет еще одна трасса – на Сарыколь. Здесь вода шла через дорогу долго, и сегодня через водопропускные трубы перетекает значительный объем воды. Дорога действующая, но и ее планируют разобрать для ускорения пропуска воды.
Если разобрать придется все вышеперечисленные дороги, то из села Карасу можно будет уехать только через село Койбагор, двигаясь в сторону Аулиеколя. Вскрывать дороги планируют в нижних точках. Это не всегда участки, где проходят водопропускные трубы. Но, как только уровень воды спадет, в основание дороги трубы положат, чтобы максимально безболезненно пережить паводок 2025 года.
Руководитель областного управления пассажирского транспорта и автодорог Олжас Нургалиев отметил, что в планах реконструкция дороги Карасу – Большая Чураковка, которая и ведет на Костанай. Предполагается, что саму насыпь могут поднять над рельефом. Но окончательное решение примут лишь после окончания паводка 2025 года и обследования этой и других подтопленных дорог.
Жители Карасуского района и ряд специалистов также предлагают там, где будут разобраны дороги для пропуска воды, установить трубы такого диаметра, чтобы они смогли достаточно безболезненно пропускать воду, если ситуация повториться.
Карасуляне в свою очередь предлагают поднять над местностью и столбы, по которым идут линии энергоснабжения. Глубина здесь до начала сброса достигала 2,5-3 метров.
Перспектива
Новое гидротехническое сооружение должно будет еще приобрести хозяина. И это лишь один из множества сопутствующих вопросов.
Карасуляне уже сегодня думают над тем, как им подготовить канал к предстоящему паводку, который, по прогнозам, может стать не менее многоводным. Говорят, в том числе, об очистке нового канала от снега. В перспективе – и об укреплении земляной насыпи.
Фото и видео автора, а также предоставлено жителями Карасуского района