Прибыль ЗИКСТО выросла в 25 раз на пенсионных деньгах

1982

Компания осваивает многомиллиардный контракт на полученные из ЕНПФ через НУХ "Байтерек" деньги.

Прибыль ЗИКСТО выросла в 25 раз на пенсионных деньгах Фото: inbusiness.kz

В 2023 году компания "ЗИКСТО", занимающаяся производством вагонов-платформ, получила почти 30 миллиардов тенге из пенсионных накоплений казахстанцев. Примечательно, что по итогам минувшего года компания отчиталась о прибыли в более чем 6 млрд тенге, передает inbusiness.kz. Эта сумма в 25 раз превысила прибыль компании за предыдущий год. Однако насколько локализованной получилась произведенная продукция?

Как известно, в феврале 2023 года было решено выделить 178 миллиардов тенге из ЕНПФ на обновление подвижного парка страны. Средства были направлены на закупку облигаций АО “НУХ “Байтерек” под 13% годовых, а потом должны были быть использованы на приобретение пассажирских и грузовых вагонов. По планам вагоны будут поставлять два завода – АО “ЗИКСТО” и ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания” (КВК). Всего планировалось приобрести 3168 грузовых и 122 пассажирских вагона.

Решение о направлении пенсионных накоплений на закупку вагонов вызвало большой резонанс в обществе. В течение 2023 года завод ЗИКСТО получил 29,9 млрд тенге от Фонда развития промышленности, которые были, вероятно, выделены из пенсионных накоплений.

Как следует из финансовой отчетности компании, аудиторы представили мнение с оговоркой, обозначив, что в финотчетности запасы в общей сумме 4,55 млрд тенге отражены по себестоимости. В течение 2023 года не было движения по целому ряду номенклатур запасов на сумму 596 844 тыс. тенге. Высока вероятность, что чистая возможная цена продажи этих активов меньше себестоимости, в результате чего балансовая стоимость их может быть завышена.

"Мы не имели возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении полноты раскрытия информации об операциях со связанными сторонами, представленной в примечании 28 в части результатов операций за 2022 и 2023 годы, в силу отсутствия у руководства полной информации о компаниях, являющихся связанными с организацией", – подчеркивают аудиторы.

По данным аудиторов, в 2023 году доход от реализации вагонов-платформ ЗИКСТО составил 80,4 млрд тенге, что в 4,7 раза больше, чем годом ранее (16,9 млрд тенге). Совокупная прибыль компании за год выросла до 6,3 млрд тенге, увеличившись в 25 раз по сравнению с 249 млн тенге в 2022 году.

Согласно аудиторской отчетности, единственным акционером ЗИКСТО на 31 декабря 2023 года является ТОО "Премиум Вагон Комплект" (100% владения). Компания зарегистрирована в г. Экибастузе Павлодарской области, а ее единственным учредителем является гражданин РК Дуоба Андрей Александрович. Основной деятельностью ЗИКСТО являются изготовление и ремонт железнодорожного состава и его узлов.

Численность работников компании на 31 декабря 2023 года составила 302 человека, что незначительно больше, чем в 2022 году (300 человек). Примечательно, что, несмотря на рост прибыли компании в 25 раз, количество работников практически не изменилось. Из аудиторской отчетности видно, что основную работу для ЗИКСТО выполняет компания "Интерснаб", которой в 2023 году было перечислено 26 млрд тенге.

Как мы ранее сообщали, в конце ноября – середине декабря 2023 года АО “НК “Казахстан Инжиниринг” вышло из капитала “ЗИКСТО”, передав свою долю ТОО “ПремиумВагон Комплект”. Параллельно с этим “ЗИКСТО” заключила контракт с ТОО “Интерснаб” (учредитель – Роман Сергеевич Павлингер) на поставку вагонокомплектов на сумму 7,7 млрд тенге.

Прошлый, 2023 год оказался весьма успешным для ТОО “Интерснаб”: компания уплатила налогов на сумму 10,7 млрд тенге, из которых 8,6 млрд были перечислены в IV квартале. Существенная разница между суммой контракта с “Интерснаб” (7,7 млрд тенге) и суммой, перечисленной “Интерснаб” в 2023 году (26 млрд тенге), наводит на мысль, что вагонокомплекты, поставляемые “Интерснаб” на завод ЗИКСТО, могут быть практически полностью готовыми. Однако вопрос об их происхождении – отечественного ли они производства – остается открытым.

Иллюстративное фото

Читайте по теме:

Судьбу старых пассажирских вагонов прокомментировали в КТЖ

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться