Турция подняла ставки за транзит через свои проливы: как это коснулось КМГ

1083

Нефтегазовая нацкомпания поставляет свое сырье на экспорт в Румынию через Черное море, а тариф за проход нефти через Босфор и Дарданеллы за последние три года вырос в шесть раз.

Турция подняла ставки за транзит через свои проливы: как это коснулось КМГ Фото: inbusiness.kz

Экспорт "КазМунайГаза" (КМГ) не пострадал от повышения платы за проход через турецкие проливы с июля. Такой информацией в ответ на запрос inbusiness.kz поделились в нефтегазовой нацкомпании.

"Учитывая, что нефть КМГ реализуется на НПЗ "Петромидиа" (аффилированное предприятие "КазМунайГаза" в Румынии. – Прим.), повышение ставки не окажет существенного влияния на финансовые потоки КМГ", – отметили в компании, комментируя вопрос издания о том, какую сумму примерно потерял "КазМунайГаз" со своих нефтяных объемов, транспортируемых через турецкие проливы с Новороссийска, из-за повышения стоимости транзита с июля.

Напомним, в июне казахстанские СМИ сообщили о том, что Турция вновь увеличит сборы за транзит танкеров, перевозящих нефть из Казахстана через проливы Босфор и Дарданеллы, на 14,7%. В недавней публикации российской газеты “Коммерсант” утверждалось, что удорожание затронет даже больше не российскую, а казахстанскую нефть, которая экспортируется через Новороссийск в объеме более 1 млн баррелей в сутки.

Как писал kursiv.kz со ссылкой на турецкого министра транспорта и инфраструктуры Абдулкадира Уралоглу, с июля судно, способное транспортировать 10 тыс. тонн груза, стало платить около 20,4 тыс. долларов. До первого повышения тарифа в 2022 году в 1983-2022 годах за проход такого судна приходилось платить лишь 3,24 тыс. долларов, с осени 2022 года – 16,4 тыс. долларов, с июля 2023 года – 17,8 тыс. долларов.

Оплата транзита судов через турецкие проливы регулируется по конвенции Монтре от 1936 года и взимается по трем статьям – за услуги санитарной службы, маяка и спасателей с ориентиром на так называемый золотой франк. В 1983 году он был зафиксирован на уровне 0,8 доллара, а в октябре 2022 года увеличился сразу в пять раз, до 4,08 доллара, в июле 2023 года он был проиндексирован еще на 8,3%, до 4,42 доллара. С июля этого года ставка была повышена до 5,07 доллара, что должно было увеличить доходы Турции от транзита через проливы до более 1 млрд долларов, за предыдущий годовой период ожидался финансовый поток до 900 млн долларов. Расценки за транзит через проливы будут обновляться ежегодно с 1 июля, что будет увеличивать приток валюты в братскую страну.

В КМГ проинформировали, что плата за прохождение турецких проливов для танкеров стала дороже на 0,16 доллара с июля, тариф применяется ко всем судам вне зависимости от происхождения перевозимой нефти. Администрация турецкого порта ежегодно пересматривает ставки, что подтверждается международной ассоциацией World Scale.

"Ставка за фрахт утверждается на ежегодной основе. Начиная с 2022 г. ставка увеличивалась: в 2022 г. – на 0,25 долл., в 2023 г. – на 0,12 долл., в 2024 г. – на 0,16 долл. Вопрос по повышению транзитной платы находится в компетенции властей Турции", – детализировали в "КазМунайГазе".

Согласно отчетности за первые три квартала этого года, КМГ получил добытой нефти в объеме 18 млн тонн. В этот период на румынском НПЗ "Петромидия" было переработано 3,2 млн тонн, а на казахстанских НПЗ – 10,8 млн тонн. Объемы морской транспортировки "КазМунайГаза" за первые девять месяцев 2024 года составили по Каспийскому морю 1,6 млн тонн, Черному морю – 2,5 млн тонн, а по Средиземному морю – 6,3 млн тонн. 

По оценке старшего аналитика Rystad Energy Виктора Курилова, во второй половине 2024 года через турецкие проливы пройдет примерно 26 млн тонн, или 84% экспорта казахстанской нефти. Можно предположить, что при ставке в 20,4 тыс. долларов на 10 тыс. тонн транзитная плата в целом составит примерно 53 млн долларов. Это совсем небольшая часть стоимости транспортировки казахстанской сырой нефти на экспорт – даже после повышения ставки за транзит через турецкие проливы она получается всего примерно чуть более четверти доллара на баррель. Однако в любом случае тариф за проход за последние три года увеличился в шесть раз.

Между тем в последнее время цена на казахстанскую нефть, чьи существенные объемы Турция тоже импортирует, снижалась.

Изображение Angad Cheema с сайта Pixabay

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться