Утильсбор в Казахстане: авторы петиции покинули собрание

3618

Многолетний спор вокруг утилизационных сборов достиг своего апогея. Правительство и народ не пришли к консенсусу.

Утильсбор в Казахстане: авторы петиции покинули собрание Фото: kolesa.kz

Опубликованная петиция за 10 дней набрала более 50 тысячи подписей. Теперь она обязательно должна быть рассмотрена. Министерство тоже не отступает от прежней позиции.

Подписавшие петицию – против!

Более 8 лет с момента введения в стране утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию автотранспорта. Позже ввели и утильсбор на сельскохозяйственную технику.

Таким образом, это привело к удорожанию транспорта, что, в свою очередь, способствовало росту цен на все, что связано с перевозками: от услуг доставки до продуктов питания. Новый транспорт людям приобрести стало сложнее.

За это время автопарк Казахстана устарел. На сегодня в стране из 5,4 миллиона автомобилей 46%, или 2,5 миллиона, сроком выпуска до 2004 года. Новые машины населению недоступны. Автомобили, которым до 3 лет, составляют лишь 6% от общего числа (328,4 тыс.).

Более того, за последние 9 лет цены на автомобили отечественной сборки подорожали в 4 раза. Причина в том, что автомобили для сборки завозились в страну дилерами и государству было трудно контролировать их цены. Например, только для Hyundai до 30 миллионов долларов выводились в промежуточную компанию в свободной экономической зоне Абу-Даби. Кроме того, в парке грузовых автомобилей доля транспорта старше 10 лет составляет 80%, пассажирских перевозок – 73%, в сельском хозяйстве требует замены 85% автопарка.

"За 8 лет госбюджет недополучил сотни миллиардов налогов и таможенных пошлин за якобы произведенные, а по сути, за импортированные в РК автомобили! Причем сумма потерь, по самым грубым подсчетам, намного превышает стоимость нескольких полноценных автозаводов полного цикла. Высокая стоимость автомобилей, сельхозтехники и спецтехники усиливает инфляцию. Наш рынок сельхозпродукции захватывается российскими и белорусскими производителями. Отечественные аграрии стали неконкурентоспособными, и многие находятся на грани банкротства, идет отток населения из северных аграрных регионов! Государство в целом понесло огромные потери. Колоссальные средства ушли на создание несуществующей системы утилизации, развитие искусственного олигархического автопрома, списанные госкредиты, обанкротившиеся проекты, отвлечения народных денег из Нацфонда и прочее", – говорится в петиции от имени движения #НетУтильсбору!

Таким образом, говорится в петиции, утильсбор, главное предназначение которого – улучшение окружающей среды, привел к еще большему загрязнению воздуха. Оператор РПП (РОП) – АО "Жасыл Даму" грубо нарушает условия Экологического кодекса: собирают с граждан и компаний огромные деньги авансом, а взамен свои обязательства по утилизации не выполняют. Грабительские сборы, пишут авторы петиции, уже много лет вызывают возмущение общественности. Количество коллективных обращений, митингов и прочих не уменьшилось после снижения утильсбора на 50%.

И протесты не исчезнут вплоть до установления справедливой системы утильсбора. Министерство промышленности обязано признать, что казахстанцы все эти годы переплачивали, в то время как в большинстве стран СНГ таких сборов нет, а в России и Белоруссии физлица платили утильсбор при покупке авто для личного пользования в размерах от 17 тыс. до 100 тыс. тенге, и такого понятия, как первичная регистрация авто, там вовсе нет, отмечается в петиции.

В документе также отмечается, что неэффективность утильсбора была признана даже Высшей аудиторской палатой РК. Автор петиции и подписанты требуют от министерства экологии принять меры по снижению ставки утильсбора на легковые авто (категория М1) до 100 тыс. тенге и на остальные категории автотранспорта до 0 тенге, полностью отменить утильсбор на сельхозтехнику, внести письма в министерства нацэкономики и финансов о снижении ставок за первичную регистрацию автотранспорта до 0,25 МРП.

Депутаты тоже против

Депутаты тоже на стороне народа, группа мажилисменов приступила к конкретному делу. Они намерены поднять вопрос на законодательном уровне. Мажилисмен Абзал Куспан обеспокоен тем, что количество поставок авто, несмотря на запрет, на внутренний рынок не сокращается. Как правило, такая "серая схема" никакой пользы ни государству, ни народу не дает. Потому что от незаконных сделок налоги не поступают, граждане не могут оформить автомобиль. По словам мажилисмена, есть список, в который вошли 18 частных лиц, 6 компаний, работающих по такой схеме. Это только те, о которых известно.

"Эту систему можно поддерживать, если правительство наладит отечественное автопроизводство, уменьшит количество старых автомобилей в стране и увеличит количество новых. А также если будет пресечена деятельность группировок, занимающихся "серым импортом". Предыдущие два пункта были обещаниями, которые они дали перед введением утильсбора в 2015 году. Позже мы разочаровались, когда узнали, что это стало собственным бизнесом Алии Нурсултановны. Но после январского события 2022 года появилась надежда. Это связано с тем, что правительство передало функции утильсбора АО "Жасыл даму", созданном при министерстве экологии. Это задание поступило непосредственно от президента Касым-Жомарта Токаева. Но после опубликованных командой Санжара Бокаева видеоматериалов наши надежды буквально рушатся. Если верить ему (пока нет оснований не верить), то в стране нет ни одного завода по производству автомобилей полного цикла. И не будет в ближайшее время! Возмущает и то, что министерство промышленности, ответственное за эту сферу, отказывается предоставить информацию о том, куда и как потрачены собранные деньги. Получается, деньги с вас возьмем, а куда потратим, не ваше дело? Справедливо ли это? Конечно, несправедливо! Радует, что Верховный суд принял окончательное решение и теперь информация будет доступна общественности", – сказал депутат.

Такое же мнение и более 50 тысяч казахстанцев, поддержавших петицию. Один из них – дилер, который занимался перевозкой машин из Грузии. Мужчина предпочел дать комментарий на условиях анонимности.

По его словам, в Казахстане много как поставщиков машин, так и заказчиков. Большинство из них из Западно-Казахстанской области. В основном заказывают автомобили с небольшим объемом двигателя. Говорит, в месяц по два раза ездит за авто. На то, чтобы из грузинского города Рустави доставить авто в Актау, уходит двое суток. Проезжает по территории трех государств. Говорит, все хорошо в Атырауской области, кроме дорог. В последний раз, в конце мая, взял с собой в поездку сына и зятя.

Отмечает, что этот бизнес сейчас в самом разгаре. Две машины доставил на заказ, третью, автомобиль Toyota Corolla, сам пригнал для продажи. Объем двигателя – 1,8 литра, коробка-автомат, пробег – 8 тыс. км, состояние отличное. Там он автомобиль приобрел за 6,5 млн тенге (50 тыс. грузинских лари), в Казахстане планирует продать примерно за 11-12 млн тенге. Из них 646 тысяч тенге составит утильсбор. Порядка 2 млн тенге – таможенный сбор и НДС, еще 200 тысяч тенге – сертификат безопасности. Перелет, питание, проживание, реэкспорт также входит в эту сумму.

"Что касается утильсбора, то, конечно, я против него. В конце концов, это называется экологический налог. А транспортный налог мы и так платим ежегодно. Его размер связан с объемом двигателя. Мы ведь и так платим этот налог в зависимости от того, сколько углекислого газа каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу, не так ли? Зачем собирать еще и утильсбор? Ведь мы не знаем, куда эти средства уходят. Например, с начала года я привез не менее 10 машин. Заплатил около 5,5 миллиона тенге утильсбора. Думаю, когда такой спор стоит вокруг утильсбора, самым правильным решением будет ввести временный мораторий. Необходимо воспользоваться этим и провести проверку того, где ранее собранные деньги, на какие цели они тратятся. Это предложение одного из подписантов, таких же, как и я", – сказал мужчина, назвавшийся Арманом.

По данным комитета государственных доходов, в период с 01.01.2023 по 31.05.2024 граждане Казахстана для личного пользования привезли в страну 11 136 автомобилей. Большинство автомобилей импортировано из Китая. На втором месте – Южная Корея и Грузия. Также Армения и Монголия.

Отметим, что в период с 2016 по 2021 год ТОО "Оператор РОП" заработало 614,5 млрд тенге. Казахстанцы хотят знать, куда эти средства были потрачены.

Нам нужен диалог, а не шоу

Раз петиция собрала более 50 тысяч подписей, ее обязательно должны рассмотреть. Спор дошел до этой стадии. Автор петиции Санжар Бокаев требует, чтобы рассмотрение документа проводилось открыто. С этим несогласно министерство промышленности. Встреча сторон уже второй раз не состоялась. Правительство, похоже, в любом случае не готово к дебатам с общественностью. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев недавно заявил: "Нам нужен диалог, а не шоу...", но явно, что диалог будет не открытым. Пока ни одна из сторон не идет на компромисс.

В 2023 году официальные дилеры продали 198 тысяч новых автомобилей. Цены на них очень высокие, не каждому по карману. Стоит отметить, что доля утилизационного сбора в себестоимости новых автомобилей составляет 923 тенге.

В своем ответе депутатам парламента премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что "из получаемых 180 млрд тенге на обновление отечественных автомобилей, сельскохозяйственной техники и автобусов путем льготного кредита и лизинга, на экологические мероприятия в 2024-2026 годах будет направлено 200 миллиардов тенге". О том, что последнюю сумму планируется направить на сферу переработки вторичного сырья, наверняка, многим известно.

"Министерство промышленности и строительства с этого года ставит перед производителями требование к 2027 году довести долю локализации до 50% от общего объема производства. Учитывая эти факторы, а также в целях улучшения инвестиционного климата и стимулирования обновления автопарка мы считаем нецелесообразным снижение размера утильсбора и введение минимальной стоимости первичной регистрации", – сказал премьер-министр Олжас Бектенов.

По официальным данным, доля обрабатывающей промышленности составляет 12,3% ВВП.

"Горно-металлургический комплекс также составляет 12,6% валового внутреннего продукта. А значит, это только сырье. Нам нужна отечественная готовая продукция. Его выдает обрабатывающий сектор. Это также включает сборку автомобилей. Поэтому объемы финансирования будут только увеличиваться, а не снижаться. В этом году доля обрабатывающей промышленности должна возрасти на 6%", – говорит заместитель премьер-министра Роман Скляр.

По его словам, проблема утильсбора приобрела политический характер в стране. Авторы петиций, таким образом, отметил он, пытаются манипулировать общественным мнением. Между тем утильсбор – это косвенный налог, сказал он.

Поэтому при его рассмотрении в первую очередь будут учитываться интересы государства. Следовательно, количество и объем налогов в сфере транспорта снижаться не будут.

Читайте по теме:

Утильсбор в Казахстане: минпромстрой сделал заявление

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться