Есть ли у противников отмены утильсбора весомые аргументы?

4007

Очередное заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по отмене утильсбора прошло в Костанае. Это город, где развитие автопрома достигло определенных успехов.

Есть ли у противников отмены утильсбора весомые аргументы? Фото: Евгения Ермакова

Основной лейтмотив петиции в рамках заседания на костанайской площадке, не первой в рамках обсуждения предложения, прозвучал. Отмена утильсбора или его снижение до 100 тыс. тенге снизит стоимость импортируемых автомобилей. Это, по мнению автора петиции Санжара Бокаева и его сторонников, поможет казахстанцам покупать более дешевые машины.

Санжар Бокаев считает, что существующих льгот, которые получают предприятии казахстанского автопрома, вполне достаточно, чтобы успешно вести бизнес. Если же этого у них не получается, значит, свой бизнес они ведут плохо. Претензии у Бокаева есть и к степени локализации производства автомобилей и сельхозтехники. В свете этих аргументов автор петиции называет утильсбор своего рода дополнительным налогом для граждан Казахстана.

Суть вещей

Само назначение утильсбора – это обеспечение затрат на утилизацию автомобиля, когда он отслужит свое. По данным, прозвучавшим на заседании рабочей группы от представителя министерства экологии, это около 15-20 лет. Именно поэтому утильсбор и называют отложенными обязательствами. То есть деньги должны ждать своего часа.

"За 2022-2023 годы поступило платежей утильсбора 219 млрд тенге. 180 млрд тенге из них мы направили на льготное автокредитование, лизинг сельхозтехники и автобусов. По данным на 31 мая 2024 года, казахстанцы купили 13,3 тыс. авто на общую сумму 105,8 млрд тенге, 1722 единицы сельхозтехники на 65,3 млрд тенге, а также 349 автобусов на 15,5 млрд тенге. То есть деньги не лежат, они направлены в том числе на обновление автопарка",  отметил вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев.

Жомарт Алиев

Также средства, поступающие от утильсбора, направляют на развитие переработки вторсырья. Сторонники петиции настаивают на том, что автолюбители, которые платят утильсбор, не готовы, чтобы их деньги шли на переработку мусора. Ведь ТБО к машинам не имеет отношения. Однако в минэкологии отмечают, что сегодня деньги утильсбора помогают решать текущие вопросы, потому что проблема переработки отходов требует решения уже сегодня.

"Ставки кредитования по проектам переработки определены постановлением правительства. Решение о финансировании принимает Фонд развития промышленности, где полностью изучают подаваемые бизнесом заявки. Это как банк, где требуют залогов, проводят полную кредитную проверку кандидатов",  отметили в министерстве экологии и природных ресурсов.

У сторонников петиции об отмене утильсбора множество сомнений в том, что подобная практика револьверного кредитования принесет ожидаемые плоды. В пример привели медстрахование, денег которого сегодня уже не хватает на покрытие всех потребностей казахстанцев. В министерстве же считают, что контроль за расходованием средств ведется жесткий, а возвратность гарантирована.

Цена вопроса

Сегодня размер утильсбора в среднем составляет 800 тыс. тенге. По отдельным моделям (с большим двигателем) доходит до двух с лишним миллионов тенге. Из этой суммы при сдаче автомобиля в утиль казахстанцы сегодня обратно получают сертификат на 300 тыс. тенге. Но сама утилизация стоит заметно дешевле.

Как отметил Санжар Бокаев, некоторые казахстанские предприниматели готовы утилизировать старые авто за 75 тыс. тенге. А за сельхозтехнику еще и приплачивают – расчет ведут за каждую тонну вторсырья. Именно поэтому один из вариантов, которые предлагают сторонники петиции, – снижение утильсбора до 100 тыс. тенге за автомобиль.

Автор петиции говорит о том, что автопарк Казахстана стареет. Только вот в чем штука: официальные дилерские центры завозят новые авто, а вот рядовые казахстанцы, как правило, подержанные. Это подтверждает практика прошлых лет, когда низкий рубль привел к притоку тысяч старых авто из соседней России, а позднее были волны ввоза автостарья из стран Центральной Азии. Сегодня этот поток во многом сдерживает именно высокий размер утильсбора, который сводит на нет экономический эффект от такой покупки.

Представляющая ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анара Макашева отметила, что обновление автопарка нужно. И стимулировать сдачу автоутиля тоже требуется. Но Казахстану нужно четко осознавать, что нужны также и меры для того, чтобы в страну перестал поступать старый автопарк. Какие применить меры, нужно думать. Ведь каждое государство защищает свой внутренний рынок по-своему.

Где локализация?

Углубление локализации – один из самых болезненных вопросов на повестке дня. Предприятия отказались предоставлять подробные данные по этой теме, ссылаясь на коммерческую тайну. В минпроме к этому относятся довольно флегматично. Сторонники петиции требуют документы, ссылаясь на решение Верховного суда.

В рамках заседания рабочей группы прозвучало несколько интересных цифр. Соглашение о промышленной сборке обязывает производителей автотехники к 2050 году довести уровень локализации до 50%. Сегодня в министерстве пересматривают принципы подсчета уровня локализации, все больше внимания обращают не на условное внутреннее содержание, а на процессы. Каждая операция должна добавлять предприятию определенные баллы.

Сегодня в Костанае часть легковых авто собирают методом мелкоузловой сборки (CKD). В этом году с конвейера костанайского автозавода уже сошло 5 тыс. таких авто. Всего за почти полгода собрали 34 тыс. автомобилей. В 2023 году с линий CKD сошли девять из 90 тыс. выпущенных автомобилей.

Сторонники петиции признают успехи костанайского автозавода, но говорят, что доля произведенных способом мелкоузловой сборки автомобилей слишком мала – около 10% от общего объема.

Еще один укор звучит по поводу частой смены моделей выпускаемых авто. Вот только в Союзе промышленных инвесторов Казахстана обращают внимание на то, что в рамках соглашения о промышленной сборке автопредприятия обязывают производить методом CKD определенное количество выпускаемых моделей. То есть даже если бренд сменили, количество машин, проходящих через линии сварки и окраски, должно остаться прежним.

На костанайском автозаводе отмечают, что к концу 2025 года должны взять новую планку по уровню локализации. Чтобы рубеж пройти, уже начали строительство отдельного локализационного центра на территории индустриальной зоны Костаная. В его стенах планируют реализовать в идеале четыре проекта. О них говорили и ранее: производство автомобильных кресел, жгутов, выхлопной системы, а теперь еще и пластиковые изделия. Этого хватит, чтобы выполнить требования соглашения о промсборке. Сегодня активно ищут партнеров.

Трактор трактору рознь

Особой критики удостоились производители сельхозтехники. По мнению сторонников петиции, в Костанае слишком короткие производственные линии, чтобы обеспечить нужный уровень локализации. Хотя признали, что с жатками все хорошо – здесь добились около 85% локализации. Упрекают костанайцев и в дороговизне тракторов и комбайнов отечественной сборки. Подчеркивая, что привезти аналоги из-за границы дешевле на 30%.

Вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов отметил, что именно утильсбор позволил Казахстану локализовать производство сельхозтехники. И те машины, что ранее импортировали из Белоруссии или России, теперь собирают на месте. Соглашение о промышленной сборке будет постепенно углублять локализацию. А субсидирование покупки такой техники называют стимулирующим, давая возможность аграриям выбирать и иностранную технику, но с меньшим уровнем финансовой поддержки со стороны государства.

Президент костанайского завода по производству сельхозтехники Динара Шукижанова отметила, что произведенные в Казахстане тракторы далеко не всегда дороже аналогов из-за рубежа. По ее словам, значительную роль играет уровень господдержки в отдельно взятой стране.

"У нас субсидии в размере 30% получают аграрии. И это правильно. В России эти деньги отдают заводам, и они поставляют технику на рынок уже с учетом этих субсидий. Плюс в зависимости от региона у них местные власти также оказывают финансовую поддержку, удешевляя технику",  отметила Шукижанова.

В минсельхозе же считают, что дорогая сельхозтехника не должна стать причиной отмены утильсбора. Проблемы сельского хозяйства, вернее довольно низкой конкурентоспособности отечественных аграриев, заключается в низкой производительности. Как отметил Азат Султанов, стране нужно повышать урожайность за счет качественных семян и внесения удобрений. Техника также является частью плана, но не решающим фактором.

На паузу

Почти три часа совещания не дали возможности высказаться всем членам рабочей группы. Стороны спорили, приводили свои аргументы.

Как одни не хотят платить утильсбор за импортированную технику, так другие не хотят отказываться от планов по развитию казахстанской автомобильной промышленности, которая уже сегодня стала мощной индустрией. В Костанайской области предприятия этой отрасли приносят заметные дивиденды в местный бюджет в виде налогов. Деньги субвенционному региону очень нужны.

Противники отмены утильсбора отмечают, что льготы по НДС позволяют не вкладывать эти расходы в стоимость автомобиля. Утильсбор за машины казахстанского производства граждане страны также не платят. Отмена этого косвенного налога даст возможность импортировать более дешевую технику. В рамках заседания группы прозвучало, что в 2023 году отдельные лица завезли в страну до 200 легковых авто. Каждый. На топ-100 таких частных импортеров пришлась примерно половина завезенных физлицами автомобилей.

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться