Углеродное регулирование: опыт стран Центральной Азии

2473

Эксперты EY сделали выводы по итогам исследований о том, какие шаги предпринимает каждое правительство региона по снижению выбросов парниковых газов.

Углеродное регулирование: опыт стран Центральной Азии Фото: gov.kz

Если работа по сокращению объема выбросов парниковых газов (ПГ), предусмотренная текущей политикой каждой страны, будет продолжена, это заложит основу для углеродно-нейтрального будущего всего региона и наметит четкую дорожную карту для достижения устойчивого роста с низким уровнем выбросов. В то же время всего этого невозможно будет достигнуть без рыночных методов углеродного регулирования, в том числе с целью привлечения средств на декарбонизацию экономики с уделением особого внимания энергетическому аспекту.

Углеродное регулирование в Казахстане

После опубликования в 2021 году обновленного Экологического кодекса Республики Казахстан правительство страны в 2023 году утвердило Стратегию достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года и обновило определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ). Это определило будущий вектор развития промышленности и экономики страны, где среднесрочной целью стало снижение выбросов ПГ на 15% к концу 2030 года относительно уровня выбросов базового 1990 года в то время, как долгосрочной целью является достижение углеродной нейтральности к 2060 году.

В настоящее время единственным инструментом государственного контроля и сокращения выбросов ПГ является Казахстанская система торговли выбросами (КазСТВ). Она охватывает 6 основных секторов экономики: электроэнергетическую, нефтегазовую, горнодобывающую, металлургическую, химическую и обрабатывающую промышленности. Общий лимит КазСТВ составляет 161,1 млн CO2-экв., т. е. 47% от общестрановых выбросов.

Более того, в рамках ратификации Парижского соглашения правительство Казахстана приняло на себя обязательства по укреплению глобального реагирования на последствия изменения климата в контексте устойчивого развития, что и стало одной из основных задач нового экологического законодательства и рассмотрения запуска различных инструментов, направленных на декарбонизацию страны.

Углеродное регулирование в Узбекистане

В регионе Центральной Азии Республика Узбекистан является второй после Казахстана страной по объему общих выбросов парниковых газов, которые составляют 187,5 млн CO2-экв. В частности, на энергетический сектор приходится 76-80% страновых выбросов парниковых газов, в том числе 50% от сжигания ископаемого топлива и 26-30% от утечек метана в угольной, нефтегазовой отраслях.

В целом за последние 10 лет выбросы от сектора энергетики снижались, тогда как выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве, напротив, растут из-за увеличения поголовья скота и составляют 18% от общего объема. Промышленные процессы составляют 5% от общего объема выбросов. Несмотря на то, что выбросы от управления отходами составляют всего 1%, показатели также быстро растут.

Учитывая, что в 2021 году Узбекистан повысил свои обязательства в ОНУВ и намерен снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года вместо 10%, предусмотренных в ОНУВ1, страна остается одной из самых энерго- и ресурсоемких в мире. При использовании существующей ресурсоемкой экономической модели ожидаемый быстрый рост населения и экономики приведет к значительному увеличению выбросов, создавая чрезмерную нагрузку на ключевые ресурсы и экосистемы.

Несмотря на отсутствие в республике механизмов регулирования выбросов парниковых газов, правительство активно продвигается в направлении декарбонизации. Так, например, при президенте Узбекистана создается климатический совет, который станет высшим консультативным органом по вопросам смягчения последствий и адаптации к изменению климата.

Углеродное регулирование в Кыргызстане

В сравнении со своими соседями объем выбросов парниковых газов Кыргызской Республики незначительный – около 16,1 млн тонн CO2-экв. без учета поглощений от землепользования, изменения в землепользовании и лесное хозяйство (ЗиЗЛХ), которые составляют 0,03% от общего объема, тем самым занимая 137-е место в мире по этому показателю. Несмотря на это, страна продолжает вести активную работу над выполнением своих международных обязательств по снижению выбросов ПГ – так, в октябре 2021 года страна представила пересмотренный ОНУВ, который предусматривает сокращение выбросов на 36,61% к 2025 году и на 43,62% к 2030 году в соответствии с текущими тенденциями развития.

Таких результатов Кыргызстан планирует достичь за счет строительства возобновляемых источников энергии, увеличения энергоэффективности, внедрения устойчивого транспорта, предоставления альтернатив для сокращения использования, а также повышения качества используемого угля. Однако пока инструменты углеродного регулирования, как система торговли выбросами и/или углеродный налог, в стране не внедрены.

Виктор Коваленко – партнер EY, руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украины.

АйбекТулепбергенов – старший консультант практики устойчивого развития и изменения климата EY Kazakhstan.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться