По его словам, высокая стоимость автомобилей и сельхозтехники не сильно влияет на рост инфляции, передает inbusiness.kz.
"Как вы знаете, в целом индекс потребительских цен в Казахстане формируется исходя из 508 наименований товаров. И у каждого есть свой вклад, своя доля влияния. По итогам прошлого года вклад в приобретение автомобиля составил 0,026% в структуре этого показателя. Если брать итоги прошлого года, то инфляция составила 9,8%, то доля этого показателя составила 0,3%. Поэтому это еще один довод после того, что сейчас коллега сказал (вице-министр сельского хозяйства. – Прим.), по вкладу в инфляцию и в том числе на продукты питания", – сказал он.
Амрин также ответил на тезис авторов петиции по недополученным за восемь лет сотням миллиардов налогов и таможенных сборов.
"Предоставление налоговых льгот – это нормальная практика, она соответствует и в целом экономической политике, и международному опыту. В первую очередь это то, что льготы даются в начале пути, то есть когда производство только собираются делать. И вот те льготы, которые были предоставлены, как раз в 2016 году и были предоставлены. Но производства еще нет. И если не будет льгот, то и производства, соответственно, не будет. Вот те потери, которые есть, это условные потери мы их называем, в отличие от прямых потерь, то есть прямые – это когда поступают налоги в бюджет и предоставляется освобождение, соответственно, идут прямые потери. А когда условные льготы, то есть предоставление льгот, появляется само производство. Поскольку производство появляется, начинают генерироваться доходы, соответственно, поступают налоги, которых не было в свое время. И поэтому в таких случаях при анализе всегда надо сравнивать, когда такой анализ делается, сравнивать ноль, то есть не было производства", – отметил вице-министр.
По его словам, весь автопром и производство сельхозтехники заплатили более 170 миллиардов тенге налогов.
"Это тот результат, который в бюджете отразился от производства. Теперь хотелось бы сказать об эффективности тех мер, которые были предоставлены. Начиная с 2017 по 2023 год, доля машиностроительной отрасли в экономике страны увеличилась с 1,2% до 2,4%. То есть в два раза. В обрабатывающем секторе именно с 10,6% до 19,5%. Стоимостной объем производства в отрасли вырос в 4,3 раза, до 4,3 трлн тенге, из которых на сектор автомобилестроения приходится более 1,9 трлн тенге. Поэтому здесь важно отметить, что именно автомобилестроение показывает кратный рост объема производства транспортных средств", – подчеркнул он.
Азамат Амрин также озвучил статистику, что только за 2023 год было произведено 148 тысяч единиц.
"Теперь также было сегодня озвучено, что именно автопром и сельхозмашиностроение обеспечивают более 18 тысяч постоянных рабочих мест. Поэтому в целом, если опять же смотреть, именно отечественные производители автомобилей, сельхозтехники, комбайнов, они занимают более 70% доли рынка и доли продаж в Казахстане. При этом мы сейчас как государство обязываем производителей переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. То есть тоже сегодня было озвучено, что к 2027 году мы увеличиваем долю производства автомобилей именно мелко, узловым способом, методом до 50%", – добавил спикер.
Вице-министр также уточнил, что на каждом предприятии за счет производителей внедряется эффективная система подготовки кадров развития человеческих ресурсов.
"И это те мультипликативные эффекты от государственной поддержки как раз производителей. Стоит отметить международный опыт. Если даже брать корейский автопром, ему сегодня уже 50 лет, то есть в свое время, когда Южная Корея начала заниматься своим автопромом, прямым толчком к масштабному развитию национального автопрома страны являлось прямое вмешательство правительства. В 1974 году правительство Южной Кореи максимально подняло тарифы на ввозные автотранспортные средства, импорт практически был невозможен. И в то же время освободила от пошлин компоненты для производства в стране. Причем компоненты завозились. Это обусловлено тем, что сама машиностроительная отрасль дает большой мультипликативный рост и создание рабочих мест. При этом сегодня в Корее 50 лет уже как автопром развит, но даже на сегодняшний день в Южной Корее меры государственной поддержки существуют", – резюмировал он.
Амрин добавил, что на сегодняшний день меры государственной поддержки, которые есть, нужны для развития отрасли.
"И если говорить о петиции, то на основании всех доводов, которые были озвучены, петиция не поддерживается", – подытожил спикер.