Как воспитать традиции со школьной скамьи?
Три года исполняется национальному проекту "Бабалар аманаты", объединившему под своим шаныраком преподавателей художественного труда из разных регионов Казахстана. Образование в школах — это не только математика, физика, история или география. Для многих школьников одной из любимых дисциплин были и остаются уроки труда и рисования, где можно было не только расслабиться от формул и правил, но проявить свои творческие способности, мастеря поделки, или рисуя весенние пейзажи.
Три года назад, более 800 преподавателей художественного труда объединились в творческий союз "Бабалар аманаты" с целью сохранения и передачи на школьных уроках творческого наследия предков молодому поколению казахстанцев, соединив основы образования с воспитанием.
Для третьей выставки, под названием "Бабалар үні", было отобрано более 40 работ от 30 школьных учителей, в самых разных жанрах живописи, от пейзажей и портретов до графики. Работы из войлока, дерева, металла, кожи и ювелирные украшения представили на выставку учителя, занимающиеся декоративно-прикладным творчеством.
Кодеков Канагат - руководитель, куратор и один из создателей проекта "Бабалар аманаты", в прошлом году ставший победителем в республиканском конкурсе среди педагогов художественного труда, уже много лет преподает эту дисциплину в одной из алматинских школ.
По его словам, нельзя оценивать творчество педагогов, сравнивая его с работами профессиональных художников. "Не все преподаватели художественного труда - профессиональные художники, но они, конечно, профессионалы в обучении, в своем любимом деле. И работы на этой выставки – это их творческие порывы, стремление открыть в себе новое, показать свое творчество".
Для этой выставки Канагат Кодеков приготовил несколько своих произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных из дерева.
Несомненно, важно и то, что преподаватели учат детей не только рисованию, но и прививают любовь к традиционным казахским ремеслам.
Макен Ахметов, приехавший на выставку из города Шу, Жамбылской области с интересом изучал работы коллег-учителей. Тяга к творчеству, проявившаяся еще в детстве, послужила ему и в выборе профессии педагога по рисованию. "Сейчас, в школах, творческим дисциплинам уделяется недостаточно внимания. По моему мнению, искусство, рисование – это не только развитие моторики, но и духовное воспитание молодого поколения".
До 23 февраля продлиться экспозиция выставки "Бабалар үні", расположившаяся на втором этаже Центрального государственного музея Республики Казахстан. Среди представленных работ есть много таких, которые наверняка привлекут внимание любителей искусства. Есть и работы, словно выполненные руками школьников, но тем, не менее, тоже интересные по материалам и технике исполнения. Но, в любом случае, в каждой картине, в каждой статуэтке, в каждом войлочном ковре можно ощутить душу Учителя - человека, профессию которого невозможно переоценить.
Максим Морозов