За последние три года в дорожно-транспортных происшествиях в Казахстане погибло свыше 6,5 тыс. человек. Помимо этого, более 55 тыс. граждан получили различные травмы и ущерб здоровью, а число ДТП в стране продолжает расти. Именно эту проблему в конце июня текущего года поднимал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
"Вдумайтесь в эти цифры. По сути, мы ежегодно теряем крупные населенные пункты. Это настоящая трагедия для нашей страны", – подчеркивал он, призывая активизировать профилактическую работу МВД в данном направлении.
Качество вождения в стране явно хромает, и одним из ключевых направлений работы МВД должен стать поиск альтернативных и эффективных механизмов в борьбе с нарастающей негативной тенденцией роста смертности на дорогах. Как можно повысить качество вождения водителями Казахстана? Об этом inbusiness.kz поговорил с заместителем председателя правления АО "Страховая компания "Халык" Сергеем Гавриловым.
– Сергей Павлович, здравствуйте! Казахстан по смертности от ДТП на дорогах занимает "почетное" 104-е место в мире. По данным МВД, число аварий и жертв продолжает расти. На Ваш взгляд, как можно было бы превентивно бороться с проблемой?
– Это очень сложный вопрос, но решение, бесспорно, есть. Когда мы говорим о безопасности на дорогах в целом, мы должны исходить из того, что мы можем контролировать, а что нет. Государство активно строит инфраструктуру, повышающую как безопасность, так и контроль. Однако, на мой взгляд, большое внимание в этом вопросе необходимо уделять культуре вождения. Полная нетерпимость даже к маленьким правонарушениям, которые могут спровоцировать ДТП, а то и человеческие жертвы. Это наглядно показал опыт по установке камер видеонаблюдения в городах Астане и Алматы.
Сейчас век цифровых технологий. Казахстан активно развивает GovTech и финтех. И здесь страховые компании видят отличную возможность помочь всем заинтересованным сторонам в лице всего общества, государства и бизнеса. Очевидно, что установка видеокамер приучила в своей массе наших водителей пристегивать ремни безопасности, соблюдать скоростной режим и так далее. Поэтому этот вектор надо продолжать, идя дальше.
Ключевой принцип здесь должен исходить из долгосрочной мотивации для каждого водителя быть ответственным участником дорожного движения и соблюдать правила. И одним из таких решений может стать открытие страховщикам доступа к данным о нарушителях ПДД. Это позволит лучше видеть стиль вождения каждого участника и стимулировать их через страховые тарифы.
– Если я Вас правильно понял, вы хотите прийти к индивидуальному расчету стоимости полиса страхования, добавив туда критерий качества стиля вождения? Расскажите, как это устроено сейчас? Разве те, кто допускает аварии, не платят повышенную надбавку?
– На сегодняшний день повышенная стоимость страховки действует только в том случае, если нарушение Правил дорожного движения повлекло за собой дорожно-транспортное происшествие и страховую выплату по полису ОС ГПО ВТС. Но бывают такие ситуации, когда нарушителю удается избежать наказания: во-первых, до сих пор водители договариваются между собой о возмещении пострадавшему на ремонт авто без привлечения сотрудников УДП и страховой компании.
Во-вторых, ввиду опытного вождения других участников дорожного движения ДТП получается избежать. В-третьих, некоторые нарушители ПДД провоцируют аварии (к примеру, шашечное движение автомобиля, резкое торможение, поворот в неположенном месте и т. п.), участниками которых становятся другие водители, при этом самим "провокаторам" удается покинуть место ДТП.
Мы, в свою очередь, предлагаем ужесточить условия оформления страховки для таких злостных нарушителей ПДД путем повышения стоимости. Именно те водители, которые создают аварийные ситуации на дороге, тем самым подвергая опасности остальных участников дорожного движения, должны понести дополнительное наказание в виде увеличенной стоимости страховки.
В первую очередь наказывать необходимо любителей полихачить, водителей свадебных кортежей, которые в последнее время допускают грубые нарушения ПДД, а также водителей такси и общественного транспорта, которые ради "клиента" готовы устроить гонки, проехать на красный сигнал светофора, резко перестроиться или подрезать других водителей.
– Ведется ли соответствующая работа с управлением дорожной полиции в этом направлении?
– На данный момент, к сожалению, доступа к базе данных по нарушениям и штрафам у страховых компаний нет. Было бы замечательно, если бы регулятор провел работу в этом направлении и наделил страховые компании дополнительными функциями, которые позволят проводить анализ, использовать соответствующие данные и уже на основании этого увеличивать страховые премии. Причем учитывались бы все нарушения, зафиксированные сотрудниками УДП, камерами "Сергек" и другими участниками дорожного движения.
Но надо учитывать еще один момент: в случае если страховка для злостных нарушителей станет дороже, то законопослушным автомобилистам, наоборот, должна полагаться скидка. Это будет дополнительной мотивацией для всех участников дорожного движения.
– Прогнозируете ли Вы улучшение ситуации на дороге, если провести совместную работу УДП и СК?
– Думаю, что после отработки нюансов и формирования практики применения этой схемы можно не сомневаться в позитивном ее воздействии на ситуации на дорогах. Во-первых, сами водители будут заинтересованы в том, чтобы не нарушать ПДД: помимо штрафа, увеличится или понизится и стоимость страховки (чем чаще нарушения и опаснее манера вождения, тем выше страховка). При этом наказание за злостное нарушение правильнее было бы также привязать к МРП, который растет с каждым годом.
К злостным нарушениям необходимо причислить проезд на красный свет, превышение скорости движения, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом виде. Также к их числу можно отнести несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, создание аварийной обстановки, управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления, умышленное создание препятствий для движения транспортных средств и так далее.
Фото предоставлены пресс-службой АО "Страховая компания "Халык"