Как в Кызылорде хотели создать свою авиакомпанию

2150

Аэропорт им. Коркыта ата может стать базой для новых "Боингов" вьетнамской авиакомпании.  

Как в Кызылорде хотели создать свою авиакомпанию Фото: Inbusiness.kz

Кызылординская область – непаханая целина для потенциальных инвесторов, есть много свободных ниш для бизнеса, сообщает inbusiness.kz.

В регионе растут экономические показатели, сообщил заместитель акима Кызылординской области Ардак Зебешев. Так, в 2024 году объем обрабатывающей промышленности вырос на 19,6% (366,9 млрд тенге), торговли – на 6,6% (833,5 млрд тенге), в основной капитал было привлечено на 21,7% больше (639,5 млрд тенге).

В прошлом году для выявления перспективных месторождений нефти и газа были завершены изыскания на двух участках Аральского бассейна – Восточный и Западный. В этом году завезено буровое оборудование и начаты полевые работы в бассейне Сырдарьи.

Нефтяная компания "Саутс ойл" начала работы по проекту нетрадиционной добычи трудноизвлекаемой сланцевой нефти на месторождении Кумколь. Добычу планируют начать в этом году.

Спикер отметил, что для привлечения инвестиций в регион были проведены 46 мероприятий, более 200 онлайн и офлайн-встреч. Или по одной встрече в день, учитывая 248 рабочих дней в году.

С 2025 по 2029 год планируется реализовать 87 инвестпроектов на 2 трлн тенге, создав 8,3 тыс. рабочих мест.

Так, ведутся переговоры о передаче в доверительное управление нового терминала аэропорта им. Коркыт ата вьетнамской компании Sovico Group. Начато строительство завода по переработке ТБО совместно с южнокорейской компанией WITH YOU E&C. Стоимость проекта – 30 млрд тенге. Завод построят рядом с действующим мусорным полигоном. Кроме того, компания "Хорн" начнет строительство завода по выпуску 220 млн стеклянных бутылок в год по немецкой технологии. Для производства в пропорции 50 на 50 будет использоваться кварцевый песок из Аральского района и стеклобой. В этом году будут открыты пункты приема использованной стеклотары.

Кызылординский аэропорт может стать базой авиакомпании

Отвечая на вопрос СМИ, зачем привлекать инвестора для развития аэропорта, спикер ответил, что сейчас новый терминал обслуживает всего 2 направления.

"В Астану и Алматы. Если наш аэропорт будет обслуживать не два, а несколько направлений, то увеличится пассажиропоток. Люди будут знать, что из аэропорта Кызылорды смогут отправиться по таким-то направлениям. Учитывая, что они (Sovico Group. – Прим. авт.) купили Kazakh Air и сейчас у них 5 самолетов, они дополнительно в этом году планируют купить 4 широкофюзеляжных самолета. После того, как их купят, их надо где-то разместить. Поэтому наша задача – привлечь этого инвестора и сделать наш аэропорт базой для новых самолетов", – сказал спикер.

По словам замакима, инвестор планирует довести парк самолетов до 20 бортов. Если пять самолетов разместят в Кызылорде, это как минимум 10 направлений.

"Этот процесс будет развиваться дальше. Вырастет грузопоток. Построят грузовой терминал, свои топливные хранилища. Увеличится поток туристов", – отмечает он.

К слову, ни для отечественных, ни для иностранных инвесторов никаких исключений в части законодательства страны не будет. Они обязаны исполнять законы страны пребывания.

Мы спросили, почему вслед за созданием автобусного парка Кызылорда, службы экотакси не создать свою авиакомпанию на базе нового терминала?

"Такие идеи тоже были у нас. Но создать авиакомпанию не так легко. Надо понимать, что это специфичная отрасль, где нужно иметь свои кадры. Эти кадры должны где-то обучаться. Кроме того, сейчас просто купить новый "Боинг" никто не даст. С учетом того, что идет экономия бюджетных средств. Плюс большая очередь за этими самолетами. Насколько я знаю, чтобы купить новый "Боинг", надо на 10 лет вперед встать в очередь за самолетом. Это не такая легкая задача. Также у нас есть национальный авиаперевозчик "Эйр Астана". У акимата не стоит задача обеспечить себя своими авиалиниями", – ответил Зебешев.

В 2011 и 2019 годах в Кызылорде представили проекты заводов по выпуску самолетов. Есть ли такие фантастические проекты сейчас?

"С того момента, как я стал курировать сферу предпринимательства и промышленности, не видел таких проектов. Но фантастическими могут быть и наши проекты сегодня, имеющие право на существование. Например, завод по производству кальцинированной соды в Аральском районе. Он столько лет откладывался. Проект предусматривает производство 300 тыс. тонн кальцинированной соды. Из которых 100 тыс. тонн мы будем потреблять сами. Для нас это жизненно важный компонент в производстве стекла, стеклотары, любой продукции санфаянса. Другого химического продукта, например мыла. Горнорудная промышленность тоже нуждается в этом продукте. Однако этот проект казался несбыточным, и он стоял. В этом году благодаря усилиям акимата области проект получил свое одобрение на финансирование. Летом этого года начнется стройка. Для Приаралья это очень хороший проект. Во-первых, даст добавленную стоимость соли. Соль – его основной компонент. Нежели продавать соль по низкой цене, лучше за большую стоимость при меньших объемах кальцинированной соды. Также создаст новые рабочие места", – ответил замакима.

Приаралье – непаханая целина для инвесторов

На вопрос, что регион отпугивает потенциальных инвесторов не самыми лучшими условиями по сравнению с другими регионами, Зебешев сказал, что бизнесменов это привлекает.

"Здесь непаханое поле для инвесторов. Есть много возможностей, куда зайти. Традиционно здесь был только нефтегаз. Но мы видим, что добыча нефти падает. Соответственно, есть другие отрасли. Например, глубокая переработка того же риса. Помимо кальцинированной соды, из соли можно получать медицинские препараты, удобрения. У нас много направлений, которыми можно заниматься. Город Кызылорда в логистическом плане хорошо расположен. На стыке двух стран – Казахстана и Узбекистана. Если граница будет открыта, это увеличит нашу привлекательность. Находимся на главной артерии "Западная Европа – Западный Китай" по которой можем получать ресурсы, сырье и отправлять готовую продукцию на продажу, что на Запад, что на Восток. Конечно, есть нюансы с климатическими условиями, с отсутствием своей свободной экономической зоны. Но мы над этим работаем", – заверил спикер.

По словам замакима, в ДНК тех управлений, которые он курирует, заложена помощь и поддержка инвесторов.

"Есть такой инструмент, как прокурорский фильтр. Мы как сами, так и с помощью органов прокуратуры всячески помогаем инвесторам. Решаем вопросы незаконных вмешательств, проверок, приостановки, штрафов", – подытожил он.

Читайте по теме:

Какие виды бизнеса выбирают предпринимательницы Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться