Жизнь со смогом: в каких районах Алматы самый грязный воздух

2835

Как повышение цен на парковку и платный въезд изменят жизнь алматинцев и при чем тут чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен.  

Жизнь со смогом: в каких районах Алматы самый грязный воздух Фото: Игорь Ефимов / Wikimedia Commons

В Алматы власти города обсуждают повышение стоимости парковки, введение зон с низкими выбросами (Low Emission Zones) и планируют платный въезд в город. Но поможет ли это снизить уровень загрязнения воздуха, если проблема кроется в старых автомобилях и угольном отоплении? Действительно ли эти меры способны привести к улучшению экологической ситуации или это просто способ увеличить доходы бюджета? В этом вопросе разбирался корреспондент inbusiness.kz вместе с исполнительным директором фонда “Almaty Air Initiative” Жулдыз Саулебековой.

О том, что в городе могут поднять цены на парковку и ввести платный въезд в город, ранее говорил аким Алматы Ерболат Досаев. Глава мегаполиса заявил, что с лета 2025 года в городе значительно повысят стоимость парковки в Алматы, а также введут зоны с низкими выбросами (Low Emission Zones). Он также сообщил о планах по возможному ограничению на въезд автомобилей в Алматы. Введение платы за въезд может начаться с 2027 года, если к тому моменту будет завершено формирование транспортного каркаса города. 

На сколько критично сейчас загрязнение воздуха в Алматы

По данным недавнего исследования фонда Almaty Air Initiative о качестве воздуха в Алматы, в 2024 году среднегодовая концентрация PM2.5 (среднее количество мельчайших частиц диаметром 2,5 микрометра в воздухе за год) в городе составила 24,08 мкг/м³, что почти в 5 раз превышает норму ВОЗ (5 мкг/м³).

“Недавно чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен упомянул о загрязненном воздухе в Алматы, отметив, что зимой в городе дышать непросто. Действительно, качество воздуха зимой хуже, чем летом (разница в концентрациях в 5 раз). Самые загрязненные месяцы по концентрации PM2.5 — с ноября по февраль, когда уровень загрязнения эквивалентен выкуриванию 70 сигарет в месяц. Зимой воздух был "вредным для здоровья" как в 2023-м, так и в 2024 годах, а в декабре 2024 года концентрация PM2.5 выросла на 10% по сравнению с декабрем 2023 года”, – сказала Жулдыз Саулебекова.

Северо-восточные районы Алматы — Жетысуский, Турксибский, восточная часть Алатауского и северная часть Ауэзовского — остаются самыми загрязненными. В районах севернее проспекта Райымбека уровень загрязнения воздуха зимой достигает тревожных значений: в декабре он эквивалентен 83 выкуренным сигаретам, в январе — 92, а в феврале — 94. Южные районы, включая Медеуский и Бостандыкский, заметно чище — среднегодовая концентрация вредных веществ здесь вдвое ниже, чем в северо-восточной части города. По данным эксперта, Алматы регулярно фигурирует в глобальных рейтингах по уровню загрязнения. В 2023 году город вошел в список самых загрязненных мегаполисов мира по версии платформы IQAir, а в отдельные дни даже занимал первую строчку антирейтинга.

Основные причины загрязнения воздуха в Алматы

Как отметила Жулдыз Саулебекова, крупнейшими источниками выбросов в южной столице остаются ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, сжигающие около 3,5 млн тонн угля в год. Это приводит к выбросу огромного количества вредных веществ в атмосферу. Ожидается, что переход ТЭЦ-2 на газ в 2026 году позволит снизить выбросы в 12 раз, но до этого момента ситуация останется критической. Существенный вклад в загрязнение воздуха вносит и частный сектор. Ежегодно в домах и банях Алматы сжигается около 100 тыс. тонн угля, особенно в зимний период.

“Согласно нашему исследованию, каждое третье частное домохозяйство имеет баню, которую, как минимум в половине случаев, отапливают углем или дровами. Кроме того, свой вклад в загрязнение воздуха вносит сфера обслуживания – частные бани и шашлычные”, – добавила глава Almaty Air Initiative.  

Промышленные предприятия Алматы выбрасывают в атмосферу оксиды азота (NOx) и серы (SOx), а также углеводороды, возникающие при неполном сгорании топлива. Еще один опасный фактор — тяжелые металлы, такие как свинец, ртуть и кадмий, которые накапливаются в почве и водоемах, оказывая долгосрочное негативное влияние на здоровье горожан.

“География и климат Алматы усиливают проблему загрязнения воздуха. Часто возникает температурная инверсия — атмосферное явление, при котором теплый воздух задерживается над холодным, блокируя естественную циркуляцию. В безветренную погоду это приводит к накоплению густого смога над городом. Подобные проблемы характерны и для других городов, расположенных в котловинах, таких как Лос-Анджелес и Мехико”, – сказал эксперт.

Ежедневно по улицам Алматы передвигается около 600 тыс. автомобилей, причем половина из них старше 20 лет. До 60% машин эксплуатируются без каталитических нейтрализаторов — либо из-за их износа, либо в результате преднамеренного удаления. Между тем катализаторы способны снижать токсичные выбросы на 90%, а их отсутствие приводит к увеличению концентрации оксидов азота и углерода в воздухе. Дополнительное загрязнение создают микрочастицы, образующиеся из-за износа шин, асфальта и тормозных колодок.

По словам Жулдыз Саулебековой, автотранспорт вносит значительный вклад в загрязнение воздуха, но его воздействие отличается по составу загрязняющих веществ.

“Автомобили являются основным источником оксидов азота (NOₓ), углеводородов (CH) и угарного газа (CO). Эти вещества способствуют образованию смога и вторичных частиц PM2.5. Дополнительное загрязнение связано с износом шин, тормозных колодок и асфальта – мелкие частицы, образующиеся при трении, попадают в воздух и вносят вклад в PM2.5. Главная опасность автотранспорта — его повсеместное распространение в городе и выбросы на уровне органов дыхания. Наибольший вред машины наносят в местах с интенсивным движением — на улицах, в пробках, вдоль дорог. Особенно опасны неисправные транспортные средства, выбрасывающие канцерогенные вещества, такие как бензол, бензо(а)пирен и формальдегид, что значительно повышает риски для здоровья”, – отметила она.

Может ли платный въезд в центр снизить уровень загрязнения?

По мнению Жулдыз Саулебековой платный въезд в центр города является одной из известных мер по снижению автомобильных выбросов. Она отметила, что существуют разные подходы к ее реализации, такие как зоны с низкими выбросами (low emission zone) или зоны платного въезда (congestion charge zone), ограничивающие въезд в часы пик. По опыту некоторых стран, такие меры могут снизить уровень загрязнения воздуха до 30%. Эти меры также способствуют переходу на экологичный транспорт, повышают осведомленность о важности сокращения загрязнения и стимулируют использование общественного транспорта, велосипедов и пеших маршрутов.

“Перенос трафика в соседние районы может снизить эффективность меры, а ограничения чаще затрагивают владельцев старых автомобилей. Это нередко воспринимается как "налог на бедных", вызывая социальное недовольство и протесты, как это происходило в Лондоне”, – отметила она.

Может ли это привести к росту социального неравенства, когда чистый воздух становится “привилегией” богатых? По словам эксперта, в Алматы уже существует определенный уровень социально-экологического неравенства. Согласно исследованию Almaty Air Initiative, жители южных районов дышали чистым воздухом в два раза чаще, чем жители северных. Это означает, что уже сегодня чистый воздух фактически стал привилегией.

“Для успешного внедрения чистых зон в Алматы важно заранее оценить их влияние на воздух и трафик, проанализировать состав транспорта и возможные социально-экономические последствия. Необходимо запустить программы утилизации старых автомобилей; поддержать уязвимые группы населения; инвестировать в общественный транспорт, включая выделенные полосы, удобные пересадочные узлы; развивать экологичное такси; улучшать велоинфраструктуру и провести масштабную информационную кампанию”, – считает эксперт.

Ключевую роль играет грамотная реализация: выбор оптимальных зон, справедливые тарифы и дифференцированный подход. Такие меры, по ее мнению, помогут улучшить качество воздуха и сократить количество пробок в городе, а не просто перераспределить автомобильный поток.

По мнению Жулдыз Саулебековой, если ограничительные меры будут введены, существует риск, что машины просто начнут объезжать центр, создавая пробки в других районах. Особенно если значительная часть трафика использует центр города для транзита, а не как пункт назначения. Опыт других городов показывает, что в соседних районах после введения "чистых зон" могут увеличиваться уровни загрязняющих веществ. Поэтому важны комплексные меры.

Бизнес может пострадать?

Введение платного въезда в центр может повлиять на малый бизнес, особенно в сферах торговли и услуг, считает Жулдыз Саулебекова. С одной стороны, снижение потока автомобилей может уменьшить число клиентов, а рост транспортных расходов – повысить затраты на доставку товаров. Например, исследование, проведенное в Мадриде, показало, что введение подобных мер привело к удорожанию логистики.

“С другой стороны, улучшение городской среды и пешеходной доступности может привлечь новых клиентов, сделав центр более комфортным для посещения. Чтобы минимизировать возможные негативные последствия, важно предусмотреть меры поддержки для малого бизнеса, развивать общественный транспорт и направлять собранные средства на улучшение городской инфраструктуры”, – говорит эксперт.

Успешное введение подобных мер можно рассмотреть на мировых примерах. Например, в странах ЕС "чистые зоны" действуют в сотнях городов. В Лондоне в 2003 году была введена зона платного въезда в часы пик, а в 2008 году – низкоэмиссионная зона. В 2019 году город ужесточил стандарты, создав зону ультранизких выбросов. С момента ее введения уровень загрязнения NO₂ снизился на 21-53% в разных районах, а концентрация PM2.5 уменьшилась на 20-25%. В Германии аналогичные зоны были внедрены в ряде городов, включая Берлин и Ганновер, где они продемонстрировали положительное влияние на качество воздуха. Такие меры не только снижают уровень выбросов, но и способствуют развитию инфраструктуры для электромобилей и других экологичных видов транспорта, отмечает эколог.

В Пекине власти обязали предприятия модернизироваться или выносить производство за город, что сильно снизило выбросы. Также были введены ограничения на покупку и использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, тогда как электромобили получили значительные льготы. Введение строгих стандартов для транспорта, запрет въезда автомобилей с высокими выбросами и сжигание угля сопровождалось развитием общественного транспорта, зарядных станции для электромобилей и озеленением города.

“Если говорить об Алматы, то перевод двух ТЭЦ на газ, усиление контроля за промышленными выбросами, ужесточение деятельности станций техосмотра, развитие общественного транспорта и улучшение городской инфраструктуры должны реализовываться параллельно. Зона с низкими выбросами не должна восприниматься как единственное решение, а быть частью комплексного подхода к улучшению качества воздуха”, – считает Жулдыз Саулебекова.

Кроме ограничительных мер, по ее словам, нужны работа с населением: повышение осведомленности для стимулирования частного сектора к переходу на более чистые источники энергии, отказ от практики сжигания бытовых отходов. Дополнительное сокращение загрязнения могут обеспечить утепление помещений для снижения энергопотерь, регулярная влажная уборка улиц и улучшение дорожного покрытия, что уменьшает запыленность воздуха.

“Таким образом, сочетание запретов, экономических стимулов и просвещения населения позволяет добиться устойчивых экологических изменений, не создавая сильного социального напряжения”, – подытожила Жулдыз Саулебекова.

Читайте по теме:

В Алматы могут поднять цены на парковку и ввести платный въезд в город

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться