В Казахстане готовят проект нового Налогового кодекса. В документе прорабатываются вопросы введения дифференцированных ставок индивидуального подоходного налога (ИПН), новой фискальной политики и других нововведений. Не увеличится ли с его принятием в 2026 году налоговая нагрузка на бизнес, ответы искал корреспондент inbusiness.kz.
В Казахстане согласно Предпринимательскому кодексу в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъекты предпринимательства относятся к следующим категориям:
- субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
- субъекты среднего предпринимательства;
- субъекты крупного предпринимательства.
Огласите весь список, пожалуйста
В министерстве финансов РК, отвечая на запрос издания, сообщили, что в соответствии со статьей 35 Конституции уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. То есть уплата налогов в случае возникновения налоговых обязательств осуществляется без привязки к категориям субъектов бизнеса.
В настоящее время в нашей стране действуют следующие виды налогов:
- корпоративный подоходный налог;
- индивидуальный подоходный налог;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- рентный налог на экспорт;
- специальные платежи и налоги недропользователей;
- социальный налог;
- налог на транспортные средства;
- земельный налог;
- налог на имущество;
- налог на игорный бизнес.
При этом отмечается, что в Казахстане по сравнению со многими странами мира налоговая нагрузка является одной из самых низких и благоприятных.
"Так, к примеру, по налогу на добавленную стоимость в Казахстане установлена ставка 12%, в России – 20%, Беларуси – 20%, Турции – 20%, Венгрии – 27%, Великобритании – 20% и так далее. По корпоративному подоходному налогу в Казахстане действует общеустановленная ставка в 20%, в России – 20%, Беларуси – 25%, Турции – 25%, Великобритании – 25% и так далее. По индивидуальному подоходному налогу в Казахстане действует общеустановленная ставка в 10%, в России – 13%, Беларуси – 13-15%, Турции – 15-40%, Великобритании – 0-40%", – сообщил директор департамента методологии комитета государственных доходов министерства финансов О. Абдрахманов.
Специальные режимы
При этом, по данным представителя КГД, Налоговым кодексом предусмотрены для бизнеса следующие специальные налоговые режимы:
- СНР для субъектов малого бизнеса:
- СНР на основе патента – ставка индивидуального подоходного налога (далее – ИПН) 1% с дохода без учета расходов;
- СНР на основе упрощенной декларации – 3% с дохода без учета расходов (ставка корпоративного подоходного налога (далее – КПН) / ИПН 1,5%, социального налога 1,5%);
- СНР с использованием фиксированного вычета – при исчислении КПН/ИПН учитываются расходы, ставка налога 10%, предусмотрен дополнительный фиксированный вычет в размере не более 30% от суммы дохода;
- СНР с использованием специального мобильного приложения – ставка ИПН 1% с дохода, без учета расходов.
2) СНР розничного налога – КПН/ИПН 4% и (или) 8% от дохода без учета расходов. Налогоплательщики, применяющие данный режим, не являются плательщиками НДС, социального налога;
3) СНР для производителей сельскохозяйственной продукции:
"Эти режимы устанавливают упрощенный механизм исчисления налогов, где объектом налогообложения является доход без учета расходов, соответственно, ставки налога ниже, чем при применении общеустановленного порядка налогообложения. Налогоплательщики вправе применять специальные налоговые режимы при соответствии условиям их применения, установленным разделом 20 Налогового кодекса", – пояснил глава департамента.
Без реформ не обойтись
Между тем проектом нового Налогового кодекса предлагается реформирование специальных налоговых режимов. В частности, предлагается СНР для самозанятых.
"При его применении предусмотрено освобождение от уплаты ИПН, доход за календарный год не должен превышать 4080-кратный размер МРП. При этом установлена ставка в 4%, которая включает только социальные платежи за себя. Для применения данного режима не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и ряд других норм предлагается. Проект 28 августа 2024 года внесен на рассмотрение мажилиса парламента, дальнейшая работа по его рассмотрению будет проводиться на площадке мажилиса парламента. Следует отметить, что проект не является окончательным и до его принятия он будет проходить дальнейшие процедуры согласования, а также рассмотрения в парламенте РК", – пояснил О. Абдрахманов.
Что говорят эксперты?
Экономический обозреватель Юрий Масанов считает, что налоги на доход в Казахстане что для граждан, что для бизнеса адекватные и относительно низкие.
"Например, КПН составляет 20%, а ИПН – 10%. Если посмотреть на аналогичные налоги за рубежом, то они выглядят условно "средними". Для сравнения, в той же России доход на прибыль организаций составляет 25%, а в Узбекистане – 15% (хотя при этом подоходные налоги для физлиц у обеих стран выше). Но нужно учитывать, что для малого бизнеса есть специальные налоговые режимы с пониженными налоговыми ставками, что создает хорошие условия именно на начальном этапе его развития", – пояснил он.
Несколько другой вопрос, по его словам, с нагрузкой на фонд оплаты труда, который уже составляет около 40%, то есть 40% общих расходов на зарплату каждого наемного работника уходит в бюджет или внебюджетные фонды.
"Бизнес заявлял неоднократно, что это оказывает на него дополнительное финансовое давление. Возможно, стоит поработать над оптимизацией этой части налоговой нагрузки. Впрочем, об этом давно и много говорят. Возможно, на фоне разработки нового Налогового кодекса этот вопрос тоже будет отрегулирован. Главное здесь – в погоне за увеличением денежных поступлений в бюджет на краткосрочном отрезке не задавить развитие бизнеса на долгосрочном. Налоговая система, конечно, должна обеспечивать поступления в казну, но и подходы по стимулированию развития бизнеса также должны сохраняться", – заявил эксперт.
Но, на его взгляд, установить какую-либо конкретную ставку по какому-то налогу и назвать ее идеальной просто невозможно. Все зависит от отрасли, где работает бизнес, и текущего экономического цикла, то есть нужно ли поддерживать бизнес из-за неразвитости отрасли/кризиса в ней или же бизнес стабильно зарабатывает и может выплачивать налоги в бюджет благодаря хорошей экспортной выручке.
"Я думаю, что важнее всего определиться с самими принципами налоговой политики. И здесь, на мой взгляд, главным принципом должно быть обложение налогами результатов работы бизнеса/трудящегося, а не текущей деятельности – ее трогать не стоит", – заключил Юрий Масанов.
Ранее сообщалось, что комитетом государственных доходов проводится поэтапный запуск новой информационной системы налогового администрирования (ИСНА), в том числе нового "Кабинета налогоплательщика" ИСНА (КНП ИСНА). При помощи новой системы налоговики будут рассылать казахстанцам уведомления.