Основные изменения коснулись системы "бонус-малус", которая теперь будет учитывать не только аварийность водителей, но и их нарушения ПДД. Автовладельцам, систематически нарушающим правила дорожного движения, придется платить за страховку значительно больше, передает inbusiness.kz.
Что изменилось в системе "бонус-малус"?
С 2007 года казахстанские автовладельцы пользовались системой "бонус-малус", но последние девять лет ее параметры оставались неизменными. Теперь количество классов увеличено с 15 до 18, а страховые коэффициенты пересчитаны с учетом реальной убыточности.
В агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФ) пояснили, что изменения были приняты после анализа данных из единой страховой базы. До недавнего времени около 50% водителей находились в 13-м (наивысшем) классе "бонус-малус" и платили минимальную страховую премию. При этом убыточность этого класса составляла менее 50%, а система не предусматривала дополнительных стимулов для безаварийных водителей.
Теперь страховщики смогут самостоятельно устанавливать дополнительные скидки для водителей, которые остаются в 13-м классе более пяти лет. Ожидается, что это не только поощрит аккуратное вождение, но и снизит аварийность на дорогах.
Ранее стоимость полиса зависела только от количества ДТП по вине водителя. Теперь же в расчет включены грубые нарушения ПДД. Если водитель за период действия страховки трижды или более нарушил правила (например, превысил скорость на 40 км/ч, выехал на встречную полосу или создал аварийную ситуацию), его страховой класс будет снижаться быстрее. В результате стоимость полиса для него возрастет.
"Система "бонус-малус" используется при расчете стоимости страховки, которую клиент платит страховщику в зависимости от истории страховых случаев. Класс "бонус-малус" возрастает при безаварийной езде и понижается в случае аварии по вине клиента. Соответственно, чем выше класс "бонус-малус", тем дешевле страховка", – пояснили в АРРФР.
Отметим, что цены на полисы для одного и того же водителя в разных страховых компаниях будут различаться. Все дело в страховом рейтинге, который компании будут использовать для оценки вероятности аварий. Для расчета страховых рейтингов компании будут использовать различные данные. Это не только история страховых случаев и информация о ДТП, но и кредитные истории.
Самые жесткие санкции ждут водителей, пойманных за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Их класс будет автоматически сбрасываться до минимального уровня "М2", что приведет к максимальному удорожанию страховки.
Новичкам и таксистам – повышенные тарифы
Серьезные изменения коснулись водителей-новичков и таксистов. Для них введен новый класс "А" с повышенным коэффициентом. Это означает, что стоимость полиса для них будет выше по сравнению с базовым уровнем.
Такой подход объясняется высокой аварийностью среди неопытных водителей. По статистике, они совершают ДТП в два раза чаще, чем водители с большим стажем. Подобная практика действует в ряде европейских стран, включая Германию, Италию и Швецию.
Как повлияет новая система на рынок?
Для аккуратных водителей стоимость страховки, вероятно, снизится или останется на прежнем уровне. А вот тем, кто часто нарушает ПДД или становится виновником ДТП, придется платить больш
"Рост стоимости полисов зависит от применения базовой страховой премии (1,9 МРП, что составляет 7 471 тенге в 2025 году) и пяти коэффициентов":
- Место регистрации транспортного средства.
- Тип транспортного средства.
- Возраст и стаж вождения.
- Срок эксплуатации транспортного средства.
- Класс по системе "бонус-малус".
В агентстве также предусмотрели случаи, когда водители оформляют страховку в регионах с более низкими тарифами, но основное время проводят в городах с высокой аварийностью. Чтобы избежать таких ситуаций, страховые компании введут дополнительные надбавки. При этом, если водитель застраховался в регионе с более высокими тарифами, но совершил ДТП в регионе с более низкими, дополнительное снижение класса "бонус-малус" не предусматривается.
"Стоимость страховки по ОГПО ВТС для всех водителей рассчитывается посредством Единой страховой базы данных, формирование и введение которого осуществляется АО "Государственное кредитное бюро". Таким образом, МВД не будет передавать данные по наложенным административным взысканиям в страховые компании. История нарушений ПДД будет фиксироваться с помощью интеграции Единой страховой базы данных с базами данных по штрафам. Страховые компании буду получать только конечную стоимость страховки, которую должен оплатить страхователь из Единой страховой базы данных", – пояснили в АРРФ.
Как избежать повышения цен?
Главный совет для всех водителей – соблюдать ПДД и избегать аварийных ситуаций. Чем дольше водитель остается в высоких классах "бонус-малус", тем меньше он платит за страховку.
Дополнительные рекомендации:
- Выбирать страховую компанию, предлагающую лучшие условия для аккуратных водителей.
- Следить за кредитной историей – некоторые страховщики используют ее при расчете коэффициента риска.
В перспективе агентство по регулированию и развитию финансового рынка рассматривает возможность повышения лимитов страховых выплат, что повысит защиту интересов автомобилистов. Однако уже сейчас реформы направлены на одно – сделать дороги безопаснее, а систему страхования справедливее.
Отметим, что по итогам 2024 года в Казахстане было совершено 31 249 ДТП, из них 1 938 – со смертельным исходом. По данным Комитета по правовой статистике и специальным регионы с наибольшим количеством ДТП являются:
- Алматы – 6 718
- Алматинская область – 3 086
- Жамбылская область – 1 912
- Астана – 1 879
А вот больше всего смертельных ДТП в 2024 году произошли в Алматинской (296), Туркестанской (221) и Жамбылской (175) областях.
Из 31 тыс. ДТП, 27 тыс. были совершены по вине водителей.
К слову, с начала 2025 года (январь-февраль) в Казахстане уже произошло 3 858 ДТП, из них 201 – со смертельным исходом.
Читайте по теме:
Транспортный налог – 2025: когда и сколько платить?